Цены на лес и пиломатериалы в России. Лесной портал
Категории
 

Мифы лесного хозяйства

Новости отрасли > Мифы лесного хозяйства

Лесовосстановление в России - одна из наиболее мифологизированных частей лесного хозяйства. Лесовосстановление в узком смысле этого слова (сам акт посадки сеянцев или саженцев деревьев на месте ранее срубленного или погибшего леса) имеет особое психологическое значение как для чиновников, отвечающих за лесные ресурсы, так и для многих обычных граждан, поэтому ему традиционно, на протяжении многих десятилетий, уделяется многократно больше внимания, чем последующим элементам процесса лесовосстановления (уходу, охране от пожаров, защите от вредителей) и даже итоговым результатам. Принято считать, что лесовосстановление в нашей стране проводится на недостаточных площадях, не соответствующих площадям вырубаемых или гибнущих лесов, и что именно в этом состоит главная или одна из главных проблем российского лесного хозяйства. Наглядным примером такого понимания ситуации является недавнее интервью министра Минприроды России С.Е.Донского газете "Ведомости" - ниже приводится соответствующий фрагмент из этого интервью:

– Достаточны ли темпы восстановления леса?

– Если сложить площади лесов, которые пострадали от пожара, рубок, различных болезней лесов, то объемы восстановления пока недостаточны. Они сопоставимы с теми, что были в 2011-2012 гг., но при этом объемы рубок увеличились. Сейчас объем лесовосстановления – это ежегодно более 800 000 га. При этом с учетом рубок (в том числе под линейные объекты - ЛЭП, трубопроводы, дороги и т. п.), пожаров, гибели от вредителей каждый год выбывает порядка 1 млн га. Таким образом, дефицит составляет около 20%, и он накапливается с 2008 г. Большая часть дефицита при этом приходится на труднодоступные, удаленные территории либо на площади под строящимися объектами инфраструктуры.

На самом деле, лес, за редкими исключениями, на любом вырубленном, сгоревшем, съеденном вредителями, вываленном ураганом и т.д. участке восстанавливается вполне естественным образом, вообще без какой бы то ни было помощи человека. Исключение составляют участки, находящиеся или в экстремальных для леса климатических условиях (сухой степи, лесотундре, высокогорьях), либо в специфических почвенно-грунтовых условиях - в некоторых регионах это может быть серьезной проблемой, но в подавляющем большинстве лесных регионов любой подходящий для роста деревьев зарастает деревьями сам собой, особенно если это участок, который и ранее был занят лесом.

Более того: в подавляющем большинстве случаев, особенно в таежной зоне, новый лес на вырубках, гарях и тому подобных участках (где лес был недавно, а вокруг есть источники семян деревьев) естественным образом покрываются молодым сомкнутым лесом значительно быстрее, чем если на них проводится искусственное лесовосстановление. Чаще всего без помощи человека на вырубках и гарях образуется молодой лес из быстрорастущих пионерных пород деревьев, в первую очередь березы и осины; он и смыкается кронами, и растет в высоту в первые десятилетия гораздо быстрее, чем молодые леса из тех пород, которые считаются хозяйственно наиболее ценными, и которые в большинстве случаев искусственно восстанавливают (ели, сосны, дуба и некоторых других). Например, на богатых почвах в северном Подмосковье сомкнутый молодой березняк или осинник может формироваться уже через два-три года после рубки, в то время как для формирования сомкнутого молодого ельника из искусственно высаженных сеянцев требуется в лучшем случае лет семь-восемь.

Лес восстанавливают искусственно не для того, чтобы быстрее получить новый сомкнутый древостой ("лес" в наиболее распространенном, "бытовом", понимании этого слова), а для того, чтобы получить новый древостой определенного состава и качества, наиболее ценный с хозяйственной, рекреационной, средообразующей или какой бы то ни было еще человеческой точки зрения - в лесах разного целевого назначения соотношение этих ценностей может быть разным, а поэтому разными могут быть и целевые характеристики нового леса. Целевой породный состав (например, преобладание в нем наиболее ценных с хозяйственной точки зрения хвойных или твердолиственных деревьев) чаще всего достигается путем проведения комплекса мероприятий, которые не ускоряют, а замедляют формирование нового сомкнутого древостоя. Перед посадкой леса обычно производится подготовка почвы (напашка борозд, в которые сажаются сеянцы), чаще всего через несколько месяцев, иногда на следующий год после рубки или расчистки погибшего участка - при ней уничтожается как минимум часть молодой лиственной поросли, а иногда и не только лиственной. Выращенные в питомнике и высаженные на постоянное место сеянцы в первые годы жизни неизбежно отстают от нормального для молодых деревьев тех же пород, выросших без пересадки, темпа роста. Для обеспечения быстрого роста и хорошей жизнеспособности высаженных ценных деревьев быстрорастущую лиственную поросль приходится убирать - скашивать мотокусторезами или срубать иными способами, что тоже замедляет как минимум на несколько лет окончательное смыкание крон молодого леса. Так что качественно проведенное лесовосстановление почти всегда замедляет появление нового леса на месте вырубок и гарей, а массовое качественное искусственное лесовосстановление при прочих равных (при тех же площадях, на которых лес должен восстановиться сам или быть восстановлен искусственно) как минимум не увеличивает площади земель, в каждый конкретный момент времени покрытых лесной растительностью.

Это замедленное формирование нового леса при искусственном лесовосстановлении по сравнению с естественным компенсируется тем, что искусственно можно получить более ценный во многих отношениях лес - в зависимости от ситуации, обладающий большими запасами и более высоким качеством древесины, большей долговечностью и устойчивостью, большей рекреационной привлекательностью и т.д., или сочетанием разных полезных для человека качеств в разной пропорции. Например, на богатых глинистых почвах в зоне тайги восстановление елового (или, в зависимости от ситуации, елово-широколиственного, елово-пихтового) леса после рубки или гари происходит через смену пород, из подроста, формирующегося и развивающегося под пологом быстро захватывающих открытый участок березы и осины, и это может занимать 120-150 лет; искусственно же спелый хвойный древостой в таких же условиях можно вырастить лет за 60-80. В спонтанно выросшем древостое обычно очень велика примесь деревьев с разнообразными пороками (с хозяйственной точки зрения) - а при искусственном лесовосстановлении с последующим интенсивным лесовыращиванием эту примесь можно свести к минимуму. Искусственным лесовосстановлением можно добиться не только высокой хозяйственной, но и высокой средообразующей или рекреационной ценности леса - создания долгоживущих, устойчивых к разнообразным невзгодам, красивых лесных насаждений.

Но всего этого невозможно добиться одной лишь посадкой леса. Сеянцы ели, сосны, лиственницы или дуба, высаженные после рубки, в любом случае отстанут в росте от быстрорастущей лиственной поросли, окажутся в тени ее, и, если эту поросль искусственно не убирать при уходе - в конце концов довольно быстро погибнут (сосна, лиственница), или будут влачить жалкое существование, почти не развиваясь (ель, дуб). Подавляющее большинство лесных культур (искусственно высаженных молодых лесов), созданных в нашей стране за послевоенный период, особенно в таежной зоне, именно этим и кончилось - их следы еще можно найти "на бумаге" (в материалах старого лесоустройства и разнообразных отчетах), а иногда и в лесу (например, старые борозды, хвойные заморыши под пологом березы и осины), но леса того породного и качественного состава, ради которого эти культуры создавались, из них не выросли. Искусственное лесовосстановление (посадка или посев нового леса на месте старого) само по себе, в отрыве от целой системы последующих мероприятий, в подавляющем большинстве случаев бессмысленна. Она имеет смысл, приводит к значимому хозяйственному и природоохранному результату, только как элемент системы лесовыращивания, включающей в себя собственно посадку или посев, последующий своевременный и качественный уход (обычно несколько приемов, направленных на удаление конкурирующей травянистой и древесно-кустарниковой растительности, формирование нужных состава и густоты молодого леса), охрану молодняка от пожаров, защиту от вредителей и болезней. Более того: из естественным образом выросшего молодняка (без какой бы то ни было посадки) в подавляющем большинстве случаев уходом можно сформировать ценный в хозяйственном и средообразующем отношении лес, как минимум смешанный, а иногда и с преобладанием ценных целевых пород деревьев; а вот из посаженного леса без последующего ухода в подавляющем большинстве случаев вырастает то же самое, что выросло бы на этом же месте и без посадки.

Таким образом, лесовосстановление в масштабах нашей страны практически никак не влияет на площади лесов - и с этой точки зрения бессмысленно говорить о какой бы то ни было его нехватке.

А вот на породный и качественный состав вырастающих на месте вырубок и гарей лесов лесовосстановление влияет самым прямым и непосредственным образом - но не столько лесовосстановление в узком смысле этого слова (посадка, посев леса или содействие его естественному возобновлению), сколько последующие хозяйственные мероприятия, направленные на выращивание лесных насаждений определенного состава и густоты. Именно этих мероприятий в нашем лесном хозяйстве критически не хватает - поэтому простое увеличение площадей лесовосстановления в узком смысле этого слова ничего не даст для будущего наших лесов.

Для того, чтобы леса на месте вырубок и гарей в нашей стране восстанавливались эффективнее (в смысле достигаемого результата) - необходимо во много раз больше сил и средств вкладывать в уход за молодняками и ранее созданными лесными культурами, хоть бы даже и за счет сокращения номинальных "площадей лесовосстановления" и вновь создаваемых "площадей лесных культур".

Источник: www.forestforum.ru